16 сентября исполнилось 45 лет со дня кончины Марии Каллас, и мы воспользуемся этой полузабытой датой чтобы напомнить всем о великой оперной певице, искусство которой до сих пор остается непревзойденным, а творческая личность стоит настолько необычна, что стоит обособленно и не вписывается ни в какие каноны и не поддается каким-либо определениям.
В прошлом году вышла замечательная книга на русском языке: Мария Каллас. Дневники. Письма. Составитель этого замечательного издания Том Вольф сумел собрать колоссальный материал и построить его так, что мы слышим живую Марию, ее голос, ее речь от первого лица, - взамен того огромного количества опосредованных материалов, которые наводняли до сих пор виртуальное пространство, создавая одностороннее впечатление и подчас недостоверный облик певицы. Здесь в этой книге Мария Каллас говорит всеми доступными средствами сама: своими письмами различным адресатам, личными размышлениями и воспоминаниями, историческими фактами и датами выступлений, спектаклей и концертов.
Мы хотим познакомить вас с некоторыми отрывками из размышлений певицы о ее работе над вокальной партией и сценическим образом, а также ее заметками, касающимися образа Нормы. По понятным причинам эти фрагменты очень сокращены.
1. "Пение – самое возвышенное, самое благородное выражение поэзии, а значит, первостепенное значение приобретает хорошая дикция не только для того, чтобы певца понимали, но еще и более важно, поскольку музыке нельзя наносить никакого ущерба. То, что я всегда стараюсь найти истину в музыке ничуть не делает слова ненужными. Когда меня прослушивали для роли Нормы, Серафин сказал мне: "Вы очень хорошо знаете музыку. Теперь идите домой и расскажите самой себе либретто. И продолжайте рассказывать его себе, думая еще и об акцентах, паузах, небольших моментах напряжения, создающих ритм. Попытайтесь добиться настоящего равновесия между различными ударениями в слове ив музыке, при этом естественно внутренне соблюдая стиль Беллини. Относитесь к ценностям почтительно – но будьте свободны во взращивании вашей личной выразительности".
Слова в очень часто грешат наивностью, даже бывают лишены особого смысла, но вместе с музыкой они обретают чудовищную силу… музыка создает мир, приподнятый над обыденностью, но слова в опере дополняют его."
2. Работа над вокальной партией и образом.
"Только вы успели разрезать полученную партитуру, - и вам сразу необходим пианист, который не сделает ни единой ошибки в длительности ни единой ноты. Затем, недели через две вам для репетиций с пианино понадобится труппа и дирижер оркестра. Я близорукая и не могла полагаться на сигналы, которые мне подавали как дирижер, так и суфлер. Я ходила туда чтобы жить музыкой. И после этого, приходя на первую репетицию с оркестром, уже чувствовала себя готовой начать созидание своей роли.
Разумеется, такой опыт приходит с репетициями и возрастает по мере выступлений. Бывает, что вокальная техника изменяет вам. Сегодня фраза не выпевается, зато назавтра к вашему вящему удовольствию все выходит как нельзя лучше. Потом шаг за шагом духовное сближение с музыкой и персонажем позволяет вам развивать все малейшие оттенки, о которых вначале вы могли только догадываться. Вы выстраиваете персонаж: глаза, руки, всю его физическую стать. И это превращается в этап отождествления с ним – подчас такой полный, что у меня впечатление будто я и есть этот персонаж.
Наконец вы выстраиваете весь ансамбль – сцену, коллег, оркестр, - и вот вы уже вполне готовы сыграть всю оперу, и вам придется проделать это три или четыре раза, чтобы соразмерить свои силы и отметить места, на которых вам можно будет отдохнуть. … На этой стадии, а это около двадцати рабочих дней, вас ожидает генеральная репетиция… В это время вы уже так устали, что почти больны, на следующий день вы расслабляетесь, а на третий вполне готовы к бою. После первого представления начинается настоящая и серьезная работа по заполнению пробелов. Это был всего лишь ваш набросок – не потому, что вы так распорядились временем, а просто в любом случае нет ничего представлений перед публикой для того, чтобы довести до блеска детали, неосязаемые нюансы, а ведь они так красивы…"
3. Норма
"Я люблю все роли, какие мне довелось спеть… Виолетта, Анна Болейн, Медея… я всегда любила ту самую роль, над которой работаю в настоящий момент. Но с Нормой все не так. В ней много от меня самой. Норма может показаться очень сильной, иногда жестокой, но на самом деле она овечка, которая рычит как лев, это женщина рассерженная и она с гордостью демонстрирует собственные чувства, в финале доказывая, что неспособна на озлобленность или несправедливость в той ситуации, за которую сама же должна быть в ответе.
В Норме гораздо больше от исступленной женщины и матери своих сыновей нежели от пророчествующей полубогини, какой ее знают одни лишь друиды. … Сама она не считает себя полубогиней. Если когда-нибудь она и верила в такое-то все рухнуло, когда она влюбилась в римлянина и став матерью нарушила все священные обеты целомудрия. Она пытается лишь выиграть время пользуясь своей властью чтоб умиротворить свирепых друидов … И вот, когда она наконец одерживает над друидами верх, - после этого и звучит "Каста дива", мольба о мире, в которой Норма просит помощи и совета у богини целомудрия. В последнем акте Норма уверена, что ситуация под ее контролем, но внезапно нахлынувшие чувства заставляют ее потерять голову. Но и тогда она остается благородной до конца, и ее благородства хватает на то, чтобы освободиться … вот в чем ее очищение.
В "Норме" я плакала настоящими слезами."
Мы предлагаем вашему вниманию финальную сцену из оперы "Норма" - живая запись 7.12.1955 г. - традиционная дата открытия сезона в Ла Скала.
Норма - Мария Каллас, Поллион - Франко Корелли, дирижер - Антонио Вотто.
А также - виртуознейшую фортепианную фантазию Ф.Листа "Воспоминания о "Норме", которая хоть и посроена полностью на музыке Беллини, - представляет из себя самостоятельное произведение с собственной драматургией и развитием, Пианист - Борис Блох, на исполнение которого сильное влияние оказало искусство Марии Каллас.
#MariaCallas #AntonioVotto #TomVolf #Norma #Bellini #FrancoKorelli #LaScala #BorisBloch #ReminicsencesDeNorma #FranzLiszt