Памяти МАРИИ КАЛЛАС (45 лет спустя)
Ф.Дзеффирелли: «Ее голос заставил забыть обо всем на свете. В опере мы были потрясены, но услышать этот голос в гостиной богатого римского квартала казалось просто невероятным.
Я бросил взгляд на Лукино Висконти, и увидел, что он ошеломлен, как и я».
«Я хорошо помню, как у меня шумело в ушах, помню мощь этой женщины и магнетизм, - на сцене творилось нечто необыкновенное».
«Работая в театре "Пиккола Скала", я часто оказывался рядом с Марией за кулисами перед выходом на сцену. Она обсуждала с экономкой всякие бытовые мелочи, а когда ее вызывали на сцену, делала глубокий вдох, крестилась и в ту же минуту полностью входила в образ. И тот самый голос, который только что говорил о банальных домашних делах, становился вдруг голосом с другой планеты.
Происходило чудо, мы попадали в волшебство, которое не поддавалось описанию. Как ей это удавалось? Что происходило с ней, когда ею овладевал ангел Нормы или демон Тоски?»
М.Дель Монако : «Теперь, столько лет спустя, всякие ссоры, соперничество, мелкие распри на сцене ушли куда-то в темные углы памяти. Оба мы были звездами и отчаянно цеплялись за эту нашу роль. Теперь же, должен признаться, мне очень и очень не хватает этой необычайной женщины. Порой случится услышать что-нибудь в ее исполнении, и комок подступает к горлу. Я вновь вижу нас обоих молодыми, блестящими, горячими и настойчивыми. И с гордостью вспоминаю, что я был первым излюбленным партнером Марии и даже в какой-то степени помог ей подняться до сказочных высот».